» » 25 великих советских и российских фильмов о Второй мировой войне

25 великих советских и российских фильмов о Второй мировой войне

 

9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня окончания Второй мировой войны в Европе. Эта человеческая катастрофа затронула миллиарды людей, и ее остатки сохраняются по сей день. Пожалуй, ни одна другая страна не была так изуродована им, как Советский Союз.

Вот список из 25 советских и российских фильмов, которые представляют войну такой, какая она есть-разрушительный ужас, бросающий вызов самому понятию человечности. Внимание привлекают фильмы, которые ориентированы на людей, а не на ура-патриотизм и героизм, столь любимые официозом.

Как обычно, я представляю эти фильмы в хронологическом порядке, а не в виде рейтингового списка. Искусство-это не спорт, и субъективность оценок не так важна, как понимание причинно-следственных связей.

Просто взглянув на даты выхода, легко увидеть, как война была представлена на советских и российских экранах-реализм военных лет сменяется многолетним Сталинским лаком, который в свою очередь привел к освободительному эффекту Хрущевской оттепели, за которой последовал застой Брежневской эпохи.

1. Машенька (1942) реж. Юлий Райзман

 

Этот короткий, камерный фильм выделяется среди советских постановок, предшествовавших войне. Здесь акцент делается не на Великом коллективе или походе к блестящему будущему, а на личном опыте. На протяжении всего фильма он остается на героине, показывая ее жизнь, радости и печали. Простая телеграфистка, которая учится на медсестру, Машенька находит любовь и теряет ее, смеется и плачет, надеется и горюет. А потом начинается война.

В картине речь идет о финской войне, но поскольку фильм не был закончен и выпущен до 1942 года, он стал символизировать отчаяние продолжающейся войны и надежды, которые может предложить ее окончание. Есть много примечательных сцен, но неоднозначная концовка-самая яркая часть фильма.

После краткого воссоединения со своей любовью на дороге военного времени и расставания с пониманием того, что они еще встретятся, счастливая и машущая фигура Машеньки обрамлена силуэтами машин и скачущих кавалеристов. Зритель остается со смесью беспокойства и надежды.

Подобно мосту Ватерлоо и кратким встречам, Машенька остается наблюдаемой, концентрируясь на человеческом и гуманном. Счастье, показанное здесь, является частным и личным. Постоянно задерживаясь на лице героини, улавливая как тени печали, так и лучи радости, которые она излучает, эта пронзительная мелодрама остается ярким примером лиризма и надежды.

2. Два бойца (1943) реж. Леонид Луков

 

Два главных бойца-простые пулеметчики на Ленинградском фронте. Они сражаются с врагом, едут по редким листьям в город, спят, едят и поют в окопах. Потом между ними возникла трещина, но она была устранена на поле боя.

Что же тогда делает этот простой фильм таким смотровым? Отличная характеристика и сосредоточенность на самых простых вещах в жизни. Не слава, доблесть или жизнь за партию и Родину, а-дружба, товарищество, песни. Один из них-кузнец с Уральских гор, угрюмый и дородный малый. Другой-корабельный мастер из Одессы, молниеносный с эмоциями, шутками, ответами, остротами и песнями, во многом в духе своего родного города. Самое высокое начальство, которое мы видим, - это их командир батальона.

Эти песни заслуживают особого упоминания, так как они до сих пор исполняются в России. Одна из них-душераздирающая "Темная ночь", ночь войны и надежды вернуться домой. Другая- "Шаланды полные кефали", наполовину клезмер, наполовину преисподняя песенка о счастливом Одесском рыбаке. В этих песнях нет ничего политического, все-человеческое. Как и этот фильм. Особо следует отметить реалистично снятые боевые эпизоды (хотя все они были сделаны на студии).

3. Радуга (1943) Реж. Марк Донской

 

Этот фильм имел большое влияние по обе стороны Атлантики. Она примечательна своим эмоциональным и мощным изображением жизни под нацистской оккупацией. Мучительные сцены сменяют друг друга-женщина идет босиком по снегу. Жизнь новорожденного жестоко обрывается через несколько часов после рождения. 10-летнего мальчика расстреливают за то, что он пытался протащить хлеб заключенным (его семья наблюдала за происходящим из окна, и его смерть была отмечена бесчувственным "мама, Миша упал.").

Позже его семья хоронит его под земляным полом в своей хижине, и все они ходят взад и вперед, чтобы выровнять холм. Скучающий и холодный немецкий солдат играет в игру "Ини-мини-мини-МО", целясь в группу детей, большинство из которых слишком малы, чтобы даже осознать опасность.

Титульная радуга появляется лишь в самом конце, как проблеск надежды, после того, как тяжкое испытание Скорбящей матери заканчивается на виселице. Сценаристка Ванда Василевская также написала сценарий, и решение сосредоточить внимание на бедственном положении женщин и детей в условиях насилия оправдывает себя. Он был показан в Америке с большим успехом, получив почетный Оскар.

И хотя фильм был в основном снят на съемочной площадке студии, его стиль был признанным влиянием на итальянских неореалистов.

4. Солдаты (1956) реж. Александр Иванов

 

После длительного периода официоза, когда товарища Сталина и партию превозносили как главных героев, возник новый взгляд на недалекую войну. Повесть Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" получила широкую известность в 1946 году, а через 10 лет он сумел сделать из нее гуманистический, дегероизирующий сценарий.

Как следует из названия, это история о солдатах, об их жизни в бою и в редкие моменты между боями. Главные герои, лейтенант и пара рядовых, отступают из Харькова в Сталинград, переподчиняются, переходят из обороны в наступление и обратно, едят, пьют, спят, курят, получают ранения и госпитализируются-все повседневные подробности здесь представлены буднично и без пафоса.

Более того, ставится под сомнение цена войны, а также отношение и дорогостоящее невежество высшего командования. Кроме того, этот фильм дал великому русскому актеру Иннокентию Смоктуновскому его первую заметную роль (он будет играть Гамлета, Чайковского и Дядю Ваню с большим успехом), и это симптоматично-новая эстетика требовала актеров, которые живут этой ролью, а не играют ее, что Смоктуновский был более чем способен сделать благодаря своему собственному военному опыту.

5. Летят журавли (1957) Реж. Михаил Калатозов

 

Этот необыкновенный фильм в одиночку дал советскому кинематографу новый творческий толчок. Элементы здесь прекрасно сочетаются-гуманистический сценарий Михаила Розова, современная и реальная актерская игра ведущих, уверенная режиссура Калатозова.

История любви, разрушенной войной, разрушенной семьи и окончательного искупления Вероники затягивает, удерживает на эмоциональном краю и дает целый спектр ощущений. После примерно двух десятилетий подозрительного отношения к "формализму" форма здесь наносит ответный удар с удвоенной силой, напоминая головокружительные дни Эйзенштейна, Вертова, Кулешова, Довженко и других ранних мастеров монтажа, формирующих язык кино.

Урусевский, кинематографист с живописным образованием (и талантливый художник в своем собственном праве), здесь возвращает мощную подвижность камеры и поразительную образность.

Заслуживает быть увиденным в целом, но особенно выделяются несколько сцен-любовники, встречающие утро вместе, сцена Вероники, спешащей мимо мобилизованной толпы попрощаться, момент, когда она сталкивается со своей разбомбленной квартирой и потерей семьи, и, конечно же, легендарная сцена смерти Бориса, где чудом закрученных кадров и многократных экспозиций зрителям блестяще передается опыт безвременно оборвавшейся жизни. Золотая пальмовая ветвь-это не его истинная награда, но его неизменная актуальность и артистизм.

6. Баллада о солдате (1959) Реж. Григорий Чухрай

 

Продолжая добрую традицию, с которой начали Летят Журавли, этот гуманный и хорошо сделанный фильм всколыхнул эмоции далеко за железным занавесом. Хотя он и не столь ошеломителен технически, как шедевр Калатозова, его структура и сплоченность делают его очень достойным соперником. Далее, продолжая юношеский дух хрущевской оттепели, он показывает двух очень молодых актеров в главных ролях.

Солдат этого звания-Алеша. Скорее из страха и самосохранения, чем из храбрости, он совершает героический поступок и получает в награду недельный отпуск. Он едет по рельсам обратно в свою родную деревню. Но путешествие и встречи, которые он совершает, занимают большую часть его отпускного времени.

По дороге он встречает Шуру, молодую девушку, путешествующую в одиночестве. Вместе они встречаются с разными людьми-одни хорошие, другие несчастные, третьи просто уродливые. Алеша способен помочь нуждающимся благодаря своей открытости и позитивности. Особенно запоминается сцена, где они сталкиваются с недавним ампутированным, который чувствует себя никчемным и самоубийственным.

Талантливый актер Евгений Урбанский практически крадет сцену своим напряженным выступлением. Алеша и Шура расстаются с надеждой и пониманием своих чувств друг к другу. Он может лишь ненадолго увидеть свою мать, прежде чем ему придется вернуться. Спойлер-есть спойлер в начале, где закадровый голос упоминает, что Алеша погибнет на войне.

Но в конце концов у зрителя все равно остается хорошее чувство надежды. Успех фильма на кинофестивале в Сан-Франциско и номинация на премию "Оскар" за Лучший оригинальный сценарий вполне заслуженны.

7. Судьба человека (1959) Реж. Сергей Бондарчук

 

Вместе с Летят журавли и Баллады о солдате, образующие неформальную и влиятельную трилогию периода оттепели. Она слегка склоняется к монументализму (обилие низкоугловых кадров главного героя), в основном из-за того, что дебютировавший режиссер был одним из ведущих актеров СССР, который сыграл себя в главной роли. Но она с лихвой компенсирует это своим важным и новым посланием сострадания к военнопленным, которых при Сталине поносили и преследовали.

Рассказ Михаила Шолохова точно адаптирован к экрану. Человек создает семью, преодолевая свой алкоголизм в процессе, но теряет всех, кого любит во время войны, и проходит через концентрационный ад военнопленных. Он становится одиноким и пустым дальнобойщиком, пока не усыновляет осиротевшего мальчика, тем самым обретая новый смысл жизни и перекраивая свою судьбу.

Для дебюта режиссура Бондарчука солидна, а его актерская игра, как всегда, мощна. Сцены концентрационного лагеря ставятся как экспрессионистский фильм ужасов, в котором сила человеческого духа настойчиво преодолевает трудности.

Сцена, где герой выигрывает свою жизнь в пьяной игре, в которой нацисты заставляют его участвовать, занимает центральное место в фильме (мы не можем не аплодировать ему, когда он говорит: "Я никогда не гонюсь за первым выстрелом"). В общем, трогательный фильм.

8. Мир входящему (1961) Реж. Александр Алов и Владимир Наумов

 

В японском театре существует понятие "митиюки“, дословно переводимое как "идти по дороге". Сцены митиюки исполняются путешественниками, идущими из одного места в другое. Нигде дорога не является более важной, чем на войне, где каждый шаг может быть сложным и коварным. Это хорошо представлено в этом пацифистском дорожном фильме.

Молодой лейтенант, только что окончивший офицерскую школу, прибывает в Германию за несколько дней до подписания мира. Ему не терпится отправиться на передовую. Вместо этого он получает очень негероическую задачу по надзору за транспортировкой в больницу двух пациентов-контуженного солдата и немки, которая должна родить.

Непонимание здесь поразительно-лейтенант мало знает о жизни и войне, немка говорит только по-немецки, беспечный водитель-болтун, который просто болтает обо всем на свете. Самый молчаливый персонаж-раненый глухонемой солдат (который также только что узнал, что у него нет семьи, чтобы вернуться домой), покрытый шрамами от войны зомби (мощное молчаливое изображение актера).

И эти недоразумения продолжаются по мере того, как они путешествуют по истерзанной войной Германии. Они теряются, сталкиваются с выжившими в концлагере (только один из них говорит очень ломаным русским языком), а также с живым американцем (которого играет часто встречающийся Тарковский актер Николай Гринько), который, естественно, говорит только по-английски (но любит жизнь, пиво и танцевать чарльстон).

По дороге молодой лейтенант начинает немного лучше понимать жизнь, войну и мир, в то время как немка и раненый солдат изгоняют некоторых своих демонов. Последний выстрел, когда новорожденный облегчается на груде списанного оружия, является мощным символом победы жизни над смертью и разрушением.


9. Иваново детство (1962) реж. Андрей Тарковский

 

Изюминка этого списка и один из самых страшных фильмов, когда-либо снятых. Кроме того, блестящий полнометражный дебют, который ознаменовал приход одного из самых оригинальных и глубоких художников кинематографа.

Во время оттепели было снято множество фильмов, которые представляли мир с детской точки зрения-"Сережа" Данелии, "Человек идет за Солнцем" Калика, собственная дипломная короткометражка Тарковского "Каток и скрипка". Но никто из них не помещал ребенка-героя в такие негостеприимные, ужасные миры, как внутренний, так и внешний.

Тарковский был привлечен к спасению проекта, когда другой режиссер опошлил материал. В конце концов он переписал сценарий и ввел в повествование сны Ивана. Фильм основан на повести Ивана Богомолова под названием “Иван” и описывает ребенка-разведчика, который часто путешествует в тыл врага на разведывательные задания.

Оригинальная история была уже реалистична и без излишеств, но Тарковский пошел дальше, показав ужас и нелепость ребенка на войне. Он сделал это, представив сны Ивана-о солнечном свете и игре, о мире и спокойствии, о материнской любви. Все, что отняла у него война, и как она превратила его в живое привидение.

Этот ужас хорошо понимают офицеры, которые ухаживают за Иваном. Они пытаются отправить его в кадетскую школу, но он не хочет этого-война теперь его жизнь, и это отличает его от взрослых друзей. Они сражаются за мир-Иван сражается ради борьбы. Почти дикий на вид молодой актер Николай Бурляев делает выдающуюся работу.

Еще одно трогательное присутствие-это присутствие няни Маши. Описанная в рассказе как грудастая блондинка с голубыми глазами, в фильме она неуклюжая, угловатая, кареглазая пост-подросток. Двойник Ивана, еще одна душа, которой не место на войне.

Визуальные эффекты, которые будут отличать кино Тарковского в ближайшие годы, все здесь-вода, ветер, длинные треккинговые кадры. Он ловко управляет временем и пространством, чтобы представить захватывающую и трогательную историю.

10. Живые и мёртвые (1964) Реж. Александр Столпер

 

Этот суровый, реалистичный фильм показывает, как сильно продвинулась вперед хрущевская оттепель и продолжающийся процесс десталинизации. Экранизация одноименного романа Константина Симонова, она фокусируется не на славных деяниях, а скорее на неразберихе и трагедии первых дней блицкрига, когда целые отряды были окружены и судьба России оказалась под вопросом.

Еще одна новинка-результаты сталинских предвоенных чисток тоже упоминались в соответствующем контексте, и коварная роль КГБ не замалчивалась. Здесь растерянность и отступление показаны глазами журналиста, который случайно оказывается в тылу врага и пробивается через окружение с импровизированным отрядом под умелым командованием генерала Серпилина, который, оказывается, стал жертвой сталинских чисток.

Генерал ловко изображен великим русским актером Анатолием Папановым (это многих удивило, так как специальностью Папанова обычно была сатира и гротескная комедия). Лидерам помогает отличный ансамбль и хорошая режиссура. Суровая монохромная картинка и полное отсутствие музыки добавляют реалистичности этому важному фильму.

11. Отец солдата (1964) Реж. Резо Чхеидзе

 

Мощный и лиричный грузинский фильм, он продолжает школу взгляда на войну глазами странного человека. В этой истории пожилой грузинский виноторговец едет навестить своего сына в военный госпиталь, едва не упускает его, попадает в водоворот войны и оказывается в Берлине с армией, где на краткий миг он может увидеть своего сына.

Он очень выигрывает от мощного и гуманного Центрального спектакля Серго Закариадзе, легендарного грузинского театрального актера. Он пережевывает пейзаж со своей смесью гуманизма, простоты и непоколебимого морального компаса. Простой крестьянин, он знает кое-что о том, что важно в жизни.

Фильм полон полезных, анекдотических моментов. Особенно запомнилась сцена, когда весь отряд спит в зимних окопах, а их навещает развлекательный оркестр военного времени. Сержант просит их сыграть грузинскую мелодию,и контраст теплого и веселого звона с резкими порывами зимнего ветра остается со зрителем.

Фильм получил множество наград, но самой высокой наградой ему был удостоен памятник отцу солдата в Грузии, на котором изображен главный герой фильма, держащий в руках плащ своего погибшего сына.

12. Никто не хотел умирать (1966) Реж. Витаутас Залакявичюс

 

Этот захватывающий фильм не столько о войне, сколько о непосредственных последствиях войны и о том, как тяжело умирают старые привычки насилия.

Место действия-отдаленная литовская деревня в 1947 году. В лесах все еще бродят националистические банды "лесных братьев", ведущие войну с правительством. Их последняя жертва-местный председатель, пятый человек на работе, которого убьют в течение года. Его четверо сыновей решают пойти по пути вендетты. Их различные личности хорошо представлены здесь, как и дилемма всех жителей деревни, на чьей стороне выбрать. Особенно тяжело приходится новому председателю, амнистированному бандиту.

Поставленный в положение, несущее смертельную опасность, пойманный между своим прошлым и настоящим и как раз в тот момент, когда он встретил любовь всей своей жизни. Донатас Банионис блистает в столь неоднозначной роли. В конце концов, добро торжествует-но с дополнительными ужасными издержками.

Выдающаяся игра литовских актеров знаменитого Панвежского театра, как и плотная и четкая кинематографическая работа Йонаса Грициуса (который за два года до этого снял "Гамлета" Козинцева и через 5 лет получит еще больше наград за съемки "Короля Лира"). Интенсивный, атмосферный и полезный фильм, который поместил Литву на кинематографическую карту.

13. Белорусский вокзал (1971) реж. Андрей Смирнов

 

Один из первых фильмов, посвященных долгосрочным последствиям войны. Действие фильма разворачивается через 25 лет после его окончания, и в нем четыре друга военного времени воссоединяются на Московском вокзале, откуда они уехали на войну и откуда вернулись. Их жизненные пути различны-председатель завода, журналист, бухгалтер, слесарь, но их объединяет общий боевой опыт.

Тогда все было просто-мы против них. Реалии современного времени представляют собой различные и непредвиденные вызовы. Хотя они не виделись уже четверть века, четверо друзей вновь обретают силу своего единства и пускаются в серию донкихотских приключений и злоключений.

В конце концов они оказываются в квартире бывшей медсестры своего батальона. Фильм заканчивается на лирической ноте, когда они со слезами на глазах поют вместе свою прежнюю походную песню, обтекаемую документальными кадрами солдат, возвращающихся с войны. Этот фильм-редкая порода-характерная и гуманная сатира.

14. Проверка на дорогах (1971) Реж. Алексей Герман

 

К началу 70-х годов политический климат изменился. После свержения Хрущева процесс десталинизации был фактически свернут. Эта новая политика затронула все советское искусство вообще, но особенно и в особенности кино.

Судьба этого фильма является болезненным примером того, как "социалистический реализм" не хотел иметь ничего общего с реальным реализмом. Уверенный сольный дебют Германа включает в себя все творческие приемы, которые определили бы его кинематограф-уникальную и ненавязчивую композицию, строгое следование истине, бесстрашное исследование глубинных течений.

Этот черно-белый фильм показывает деятельность небольшого партизанского отряда. Появление нового солдата, который попал в плен к немцам и добровольно пошел служить в их армию только для того, чтобы сбежать и воссоединиться со своей собственной, создает раскол между командиром отряда и комиссаром. Последний занимает неумолимую позицию, в то время как командир предпочитает ошибаться на стороне гуманизма и доверия.

Но фильм не представляет его как простой конфликт-мы узнаем, что заставило комиссара быть таким бескомпромиссным и как мудрость и гуманизм лейтенанта Локоткова являются результатом его многолетнего опыта и мыслей.

При этом Герман показывает главных героев не как картонные фигуры, а как вполне реальных людей. Он продолжает процесс дегероизации, подчеркнутый вниманием к деталям (например, Локотков показан не как сталеглазый, всезнающий командир, а как довольно простой бывший деревенский милиционер, который часами между боями отмокает в ванне распухшие ноги). Эта и другие сцены дали пищу сторонникам жесткой линии, которым удалось добиться запрета фильма вплоть до перестройки.

15. А зори здесь тихие (1972) Реж. Станислав Ростоцкий

 

Честный, привлекательный и трогательный номинант на премию "Оскар". Кажется, что это ненадолго, даже если прошло чуть больше трех часов. Это из-за его размеренного темпа и внимания к персонажам. На отдаленном зенитном посту у командующего сержанта возникает проблема-присланные к нему солдаты склонны расслабляться, пить и брататься с односельчанами. Он просит лучшей замены и получает ее. Проблема только в том, что все пятеро его новых подопечных-молодые женщины.

Первая половина фильма устанавливает их распорядок дня, а также воспоминания о довоенном прошлом. Показаны характеры и прошлое каждой из женщин-у нас есть упрямая и красивая генеральская дочь, смелая выпускница сиротского приюта, торжественная и недавно овдовевшая молодая мать, застенчивая студентка колледжа и душевная деревенская девушка.

Но в середине фильма происходит смена передач. Оказывается, 16 немецких десантников совершили посадку в их районе, поэтому фильм стремительно попадает на территорию "Потерянного Патруля". Фигура сержанта становится центральной, как и его дилемма-как хороший солдат и командир, он делает все, чтобы выполнить свой долг, но как хороший человек, он также изо всех сил старается защитить девочек.

Финал освежающе свободен от сентиментальности, во многом благодаря честности литературного источника. Возможно, она и проиграла оскаровскую гонку, но завоевала сердца многих зрителей по всему миру.

16. Двадцать дней без войны (1976) Реж. Алексей Герман

 

На этот раз военный фильм Германа действительно получил надлежащий релиз, хотя и с некоторыми трудностями. Во многом это было связано с влиянием, которым пользовался писатель Константин Симонов. Герман продолжает традицию, которую он начал с испытания на дороге, представляя войну с полным вниманием к деталям и честностью.

Эта история следует за сдержанным и молчаливым военным корреспондентом, который на 20 дней уезжает в Ташкент, чтобы помочь в создании фильма, основанного на его произведениях. В главной роли Герман и Симонов сыграли Юрия Никулина, известного комика и циркового клоуна. Здесь он в полной мере может расширить свой актерский диапазон, поскольку он скорее свидетель и комментатор, чем активный герой.

Он встречается с самыми разными людьми, с их радостями и горестями (монолог солдата, страдающего из-за измены жены, незабываем), и приходит к двусмысленной любви, когда ее меньше всего ожидаешь. Внимание к деталям, как это характерно для немецкого языка, невероятно-каждый реквизит кажется реальным, а смешивание звуков не похоже на все остальное-здесь актеры не произносят каждое слово и часто прерываются внешними звуками.

Сама природа правдивого кино ставится под сомнение, когда герой обнаруживает, что студия планирует существенно приукрасить и привести в порядок его реалистические рассказы. Как всегда с немецким языком, уникальный и обогащающий опыт.

17. Восхождение (1977) Реж. Лариса Шепитько

 

Скорее философская притча, чем военный фильм как таковой, этот шедевр концентрируется на духовной битве. Два партизана отправляются на разведку и попадают в плен к фашистам. Один из них, здоровый и румяный, решает сотрудничать, чтобы выжить. Другой избирает, чтобы сохранить свои убеждения и уважение через суд и пытки, и делает это, даже если ценой своей собственной жизни. Любое описание не делает этот фильм справедливым-его нужно увидеть и испытать.

Лариса Шепитько всегда была режиссером глубины и стальной решимости, и ей удавалось выжать из своего актерского состава и съемочной группы все самое лучшее. Особенно запоминающимся, помимо главного героя, является начальник полиции, который допрашивает его и вступает с ним в битву духов.

За десять лет до этого Анатолий Солоницын утвердился в качестве титульного персонажа в романе Тарковского "Андрей Рублев", и здесь он делает это снова, но на этот раз как ультрарептильный злодей. Поразителен и внешний вид фильма-он черно-белый в самом прямом смысле, с темными человеческими фигурами, контрастирующими на ослепительно белом снегу.

История производства и выпуска фильма была далеко не гладкой, так как честность и духовность такого рода были неодобрительно восприняты партией в 70-е гг. К счастью, у главного партийного руководителя Беларуси, где он был поставлен и сделан, было слабое место-он сам был бывшим партизанским командиром во время войны и потерял большую часть своей семьи. Его поддержка позволила Шепитко сделать свой фирменный фильм, а позже помогла ее вдовцу Элему Климову сделать свой шедевр


18. Солдаты королевы (1977) реж. Дмитрий Кесаянц

 

Причудливая и лирическая дорожная комедия из Армении, основанная на реальной истории. В 1945 году в Берлине был обнаружен слон, который первоначально был отправлен из Москвы в Ереван в 1942 году, но был захвачен немцами вместе с поездом. Армянскому солдату Арменаку поручено сопровождать слона в Ереван.

Вместе они путешествуют по изуродованной войной Европе на закате войны. Фрунзик Мкртчян, актер, играющий солдата, хорошо известен в России как веселый комик, с отвисшим глазом, пузом и огромным шнобелем. Но в театрах и фильмах Армении он смог проявить весь свой диапазон, в том числе и свои способности к лирическому и тонкому исполнению.

Большая часть этого фильма показывает этот маловероятный дуэт, входящий и выходящий из беды/опасности. Особенно трогательна сцена, когда они попадают под перекрестный огонь, и русские и немецкие солдаты почти одновременно прекращают огонь. Ибо как бы ни была пресыщена война людьми, по крайней мере приятно думать, что нечто столь решительно немилитаристское, как слон, может вернуть более счастливые воспоминания о зоопарках и цирках из детства.

19. Военно-полевой роман (1983) реж. Петр Тодоровский

 

Одухотворенный и красивый номинант на премию "Оскар". Во время войны молодой солдат очень восхищается своим командиром батальона и тайно влюбляется в любовницу командира, их медсестру.

Через 5 лет после окончания войны солдат (ныне счастливо женатый студент колледжа/киномеханик) случайно сталкивается на улице с грязным продавцом кондитерских изделий и, к своему ужасу, узнает свою бывшую гламурную пассию, а теперь мать-одиночку, идущую вразнос. Он начинает встречаться с ней, несмотря на все хорошее, что есть у него дома. Для него самое главное-бороться за свой прежний идеал. Медленно и драматично он помогает ей прийти в себя.

Есть счастливый конец, но процесс его достижения тернист. Фильм взрывается жизнью, живостью и вниманием к деталям. К сожалению, он проиграл на Оскаре Опасным шагам Швейцарии, очень незаслуженно (политика имеет способ влиять на искусство).

20. Танго нашего детства (1985) Реж. Альберт Мкртчян

 

В отличие от Вегаса, то, что происходит на войне, не всегда остается войной. Эта армянская трагикомедия сосредоточена на непосредственных последствиях войны.

Солдат возвращается с фронта-и оставляет жену и детей. Он переезжает к женщине, которая спасла ему жизнь во время войны. Но, будучи мягким и добрым человеком, он также не может полностью расстаться со своей семьей, особенно учитывая драму, которую ему приходится пережить из-за бывшей жены. Он разрывается между двумя домами, и массивный деревянный комод, который он таскает туда-сюда, становится символом его борьбы.

Фрунзик Мкртчян дает еще один превосходный трагикомический спектакль, умело поставленный его братом. Но именно Галя Новенц блистает как брошенная жена, вызывая сочувствие и сопереживание у зрителя. События фильма показаны глазами ребенка, что усиливает абсурдность ситуации. Особого упоминания заслуживает партитура великого армянского композитора Тиграна Мансуряна, вызывающая ностальгию.

21. Иди и смотри (1985) Реж. Элем Климов

 

Мощный и мучительный шедевр, который захватит вас, затянет внутрь и останется с вами на долгое время после этого. Это история белорусского подростка Флюры, который присоединился к партизанам, потерял свою семью и стал свидетелем того, как целую деревню загнали в сарай и сожгли заживо. Одна из 628 белорусских деревень была уничтожена таким образом во время войны.

Климов ловко управляет стихией, чтобы привести зрителя прямо в темное сердце войны. Художественная и в то же время натуралистическая операторская работа, какофония звуков, образы ада на Земле-все это вместе взятое оставляет неизгладимое впечатление. Подростковый актер, сыгравший главного героя, был подготовлен к этой роли сочетанием голода и гипноза-и это показывает, как седые волосы, которые он выплескивает в конце концов, являются его собственными.

Следует отметить извилистую историю производства этого фильма. После того, как жена Климова Лариса Шепитько сделала свой собственный военный шедевр, руководитель Белорусской Компартии Хончо Петр Машеров гринлил проект Климова, а в дальнейшем помогал, приобретая для этой цели современное оборудование (Kodak stock, Steadicam и др.).). Хотя он и был сталинистом, но питал слабость к трагической военной истории своей республики, поскольку сам был партизанским командиром. НО Государственный Совет по кинематографии продолжал требовать пересмотра сценария, от чего Климов отказался.

При этом талантливая жена Климова погибла в автокатастрофе во время разведки местности, а через год-и Машеров (подробности той аварии до сих пор вызывают подозрения, так как его, по слухам, готовили на замену Брежневу). Климов боролся за свой фильм с 1977 года и, наконец, смог снять его на заре перестройки.

22. Дамский портной (1990), реж. Леонид Горовец

 

Все Жиды города Киева и его окрестностей должны появиться в понедельник, 29 сентября, к 8 часам утра на углу улиц Мельникова и Докторовской (рядом с кладбищем). Возьмите с собой документы, деньги и ценные вещи, а также теплую одежду, белье и т.д. Все жиды, которые не следуют этому приказу и находятся в другом месте, будут расстреляны. Все гражданские лица, которые войдут в жилища, оставленные евреями, и присвоят вещи, находящиеся в них, будут расстреляны.

Так что читайте приказ, размещенный в Киеве. 30 сентября 33 771 еврейский житель Киева был доставлен в овраг Бабий Яр, приказано раздеть, а затем расстрелять и похоронить, причем многие из них были еще живы. Этот ужасный акт заставил даже многих палачей потерять рассудок.

Холокост был болезненной темой в советском кинематографе по самым разным причинам-от скрытого антисемитизма до антагонизма к Израилю и психологической травмы войны для остальных советских граждан (тот факт, что 27 миллионов из них погибли, вызвал как атрофию симпатии, так и даже раздражение по поводу еврейской трагедии). До перестройки тема Холокоста была виртуальным кинематографическим табу.

Этот пронзительный и лирический фильм проходит долгий путь, чтобы исправить эту ошибку. Она сосредоточена на событиях дня, предшествовавшего резне. Когда тысячи евреев готовятся идти навстречу неизвестному, их чувства и реакции различаются. Одни настроены оптимистично, другие предвидят трагедию. Различна также реакция их друзей и соседей, причем одни выражают любовь и сочувствие, а другие-оппортунизм.

Центральный персонаж-портной. Недавний вдовец, он все еще сосредоточен на своем горе-и на том, что ему так и не удалось сделать своей покойной жене "костюм английской леди". Судьба делает ему последний подарок-он встречает женщину, к которой испытывает взаимные чувства. Сцена, где он любовно снимает с нее мерки, чтобы разрезать костюм, который он должен был сшить для своей жены, - одна из самых трогательных и лиричных из всех кинематографов. Однако в туманное утро к оврагу приближается процессия…

23. Кукушка (2002) Режиссер Александр Рогожкин

 

Немногие военные фильмы столь же восхитительны и пантеистичны. В 1944 году финского солдата немецкие тюремщики сделали "кукушкой" - то есть приковали к месту и оставили с небольшим количеством припасов и винтовкой. Ему удается вырваться на свободу.

На другой стороне линии фронта Советский капитан везется КГБ на казнь,но грузовик случайно бомбят, оставляя его единственным выжившим. Они оба оказываются в отдаленной лесной хижине Анни, коренной саамской женщины из тех северных земель, чей муж пропал без вести на войне уже четыре года. И это становится еще лучше-никто из них не говорит на языке другого.

Пацифист финн просто хочет быть подальше от войны, угрюмый русский быстро воюет и много хандрит. А Как Же Анни? Это было лучшее время в ее жизни! Для нее они не солдаты и не враги, а просто люди.

Вот уже четыре года у нее не было ни одного ребенка, а теперь у нее есть еще два. В конце войны солдаты расходятся в разные стороны, но не раньше, чем обретут большее понимание (оставив Анни с одним-двумя свертками подарков). Добрый, юмористический, трогательный, смешной фильм, которому очень помогли сильные выступления всех трех ведущих (особенно Анни).

24. Свои (2004) Режиссер Дмитрий Месхиев

 

По-настоящему реалистичный и суровый военный фильм. Драматическое столкновение происходит, когда из колонны военнопленных убегают трое солдат-комиссар, офицер КГБ и молодой снайпер. Им удается добраться до родной деревни молодого снайпера, где их прячет его отец-который, оказывается, стал местным мэром из-за нацистских оккупантов. Оба коммуниста относятся к нему с глубоким подозрением, но у них нет иного выбора, кроме как положиться на его гостеприимство.

Точно так же, какими бы ни были его чувства к ним-у него нет другого выбора, кроме как скрывать их и своего сына. Двусмысленность войны прекрасно улавливается в напряженной и атмосферной манере. Весь фильм снят в ненасыщенных тонах, временами почти как сепия. Здесь нет никакой дидактики или сухой морали-всего лишь несколько дней в мясорубке войны.

25. Остров (2006), реж. Павел Лунгин

 

Визуально ошеломляющее исследование многих духовных тем-среди них вина выжившего и раскаяние. Во время войны угольная баржа захватывается фашистами, которые предлагают молодому моряку выбор-остаться в живых, расстреляв своего капитана, или умереть. Он делает выбор в пользу жизни, но только для того, чтобы быть взорванным вместе с баржей. Спасенный монахами соседнего православного монастыря, он проводит остаток своей жизни в покаянии, обретая при этом почти сверхъестественные силы.

Война занимает здесь видное место как безжалостная сущность, оставляющая шрамы, на заживление которых часто уходит целая жизнь. Фильм слегка разочарован религиозной морализацией, но с лихвой компенсирует ее мощным центральным спектаклем Петра Мамонова и невероятными визуальными эффектами замерзших фьордов и деревянных строений.

Похожие публикации

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Топ подборки

Реклама

Облако Тегов

COVID-19 Болливуд Интересные факты Коронавирус Лучшие фильмы Русский трейлер Топ Трейлер комедия романтические комедии ужасы